Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10»

Адрес456602, Челябинская область, Копейск, Тугайкуль, Международная, 76 , а

Контакты администрации

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. 
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. 
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности "
В. А. Сухомлинский. 

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения. 
Поэтому, для углубленного изучения, я и выбрала тему: "Дидактические игры в обучении детей младшего (среднего) возраста основам ФЭМП". 
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. 
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи :

- приобретение знаний о числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности - формирование навыков и умений в счёте, вычислениях. 

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- сравнение 
- метод моделирования и конструирования 
- решение логических задач
- экспериментирование и опыты
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики) в соответствии с тематикой. 

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является  игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. 

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы :

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени 
  3. Игры на ориентировку в пространстве 
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление 

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также  игровых заданий. 

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно педагог вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом её ведения. Участвует в ней, ведёт её так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. 

Отбирая игру, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей. 

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Сначала следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к  этому  материалу, желание играть с ним. 

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т.е. интересуюсь процессом игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в развлечении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. 

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован в группе уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр "Танграм", "Колумбово яйцо " и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, занимательные вопросы, головоломки, считалки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, смекалке и сообразительности, развитию творческого мышления. 

В заключение можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

Минеева Наталья Александровна

DSC_1209.JPG

DSC_1211.JPG

Дата публикации — 25.11.2019